Что не относится к технологии. Значение слова технология
Обратимся к интернету, что говорит про технологию энциклопедия Википедия.
Технология
(от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение;
λόγος - мысль, причина; методика, способ производства).
В широком смысле технология это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства;
В узком - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами , и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
При этом:
- под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
- под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
- под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.
В конце XVIII века в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «Технология».
Иоганн Бекман (1739-1811) ввел в научное употребление термин «технология» или "Наука о ремесле", которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттингене с 1772 г. В 1777 г. он опубликовал работу «Введение в технологию», где писал:
«Обзор изобретений, их развития и успехов в искусствах и ремёслах может называться историей технических искусств; технология, которая объясняет в целом, методически и определенно все виды труда с их последствиями и причинами, являет собой гораздо большее». Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780-1805 гг.) он развил это понятие.
Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта:
Материальная технология создаёт материальный продукт,
Информационная технология (ИТ) - информационный продукт.
Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства.
В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр.
Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса.
Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологий занимаются:
Технологи,
Инженеры,
Конструкторы,
Программисты и другие специалисты в соответствующих областях.
Чем отличается ТВОРЕЦ от РЕМЕСЛЕННИКА?
Правильно, ТВОРЕЦ трудится над придуманным им изделием, придумывает и отрабатывает технологию его производства, а РЕМЕСЛЕННИК по известной технологии вырабатывает готовые изделия, ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ РЕМЕСЛЕННИК делает их одинаковыми.
Трудится и работать это две большие разницы!
Жизненный цикл технологии - это совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации.
А именно: зарождение - совершенствование - рутинизация
Пример (кузов автомобиля победа плохой штамп требовал лудить оловом кузов выравнивая неровности, так как не было шпаклевки, до этого кузова в основном делали деревянными).
Жизненный цикл технологии состоит из 5 этапов:
- Новейшая технология - любая новая технология, которая имеет высокий потенциал;
- Передовая технология - технология, которая зарекомендовала себя, но еще достаточно новая, имеет небольшое распространение на рынке;
- Современная технология - Признанная технология, является стандартом, повышается спрос на эту технологию;
- Не новая технология - по прежнему полезная технология, но уже существует более новая технология, поэтому спрос начинает падать;
(НапримерТелефон проводной еще есть но уже многие отказываются, или цифровое телевидение еще не вошло в полном объеме в жизнь но уже выживает обычные телевизоры на антенне )
- Устаревшая технология - технология устаревает и заменяется более совершенной, очень малый спрос, или полный отказ от этой технологии в пользу новой.
Например: Устаревшая технология производства рафинированного подсолнечного масла механическим взбиванием.
Согласно ГОСТ 3.1109-82 Технологический процесс
- это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.
К предметам труда относят заготовки и изделия.
Практически любой технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных (в пределе - элементарных ) технологических процессов.
технологический процесс стандарт
Технология (от др.-греч. фЭчнз -- искусство, мастерство, умение; льгпт -- мысль, причина; методика, способ производства) -- совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства.
Технология, в узком смысле, это комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
- · под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
- · под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
- · под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.
Согласно Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями».
В экономическом словаре дается такое понятие: «Технология -- (от греч, techne -- искусство и logos -- слово, учение) -- способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления».
Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология -- практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности» .
- · Д. Н. Ушаков и Б. М. Волин считают, что «технология -- это совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие; совокупность процессов такой переработки».
- · С. А. Смирнов, И. Б. Котова трактуют технологию как «совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами».
- · С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова определяют технологию как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».
Применение термина
В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В сценическом искусстве технология исполнения спектаклей, пьес, съёмки кинофильмов, … описывается сценарием. Применительно к политэкономии и экономике при изменении общественного мнения применяется термин Пи-Ар (от Англ. PR -- Public Relations -- связь с широкой общественностью), зачастую неправильно воспринимаемый общественностью как рекламная/информационная акция .
Технологиями морального плана называются законы предков (чего делать нельзя или если делать, то что и как), правила поведения человека в обществе, кодекс чести, конституция (в цивилизованном обществе), понятия (в уголовном мире) и т. п.
В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How (ноу-хау) -- знайте как (делать).
Технология по методологии ООН:
- · либо технология в чистом виде, охватывающая методы и технику производства товаров и услуг (dissembled technology);
- · либо воплощенная технология, охватывающая машины, оборудование (технологическое), сооружения, целые производственные системы и продукцию с высокими технико-экономическими параметрами (embodied technology).
Широко распространён также тавтологичный оборот «технология производства». Первые упоминания о колесе встречаются в Месопотамии в 4-м тысячелетии до н. э.
В 1772 году Иоганн Бекман ввел в научное употребление термин «технология». Им он назвал научную дисциплину, которую читал Гёттингенском университете.
В 1822 году Академик В. М. Севергин выделил 10 разделов технологии:
- · металлы
- · минералы
- · дерево
- · горючие материалы
- · питательные вещества
- · химические произведения
- · обрабатывание животных
- · ткани
- · бумага
- · орудия
Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология -- это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.
Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, high-tech). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.
technology). Применение знаний в производстве для материальной сферы. Технология означает создание материальных средств (например, машин, автоматов) с целью их применения человеком.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ТЕХНОЛОГИЯ
TECHNOLOGY) В том виде, в каком это понятие используется в социологии, оно охватывает все формы производственных технических приемов, включая ручные операции, и не является синонимом понятия машинного оборудования, как это представлено в некоторых популярных концепциях. В социологии работы и занятости этот термин означает также физическую организацию производства, то есть способ расположения производственной техники на предприятии, и, таким образом, охватывает разделение труда и организацию работы, которые являются частью эффективного процесса производства или его необходимым условием. Производственные технологии и организация производства - это социальные продукты, следствия принятия человеком определенных решений; таким образом, технология может рассматриваться как результат социальных процессов. Социологи, работавшие в рамках традиции «человеческих отношений» (см.: Человеческих отношений школа), сосредоточивались на связи между технологией, с одной стороны, и моральным духом и отчуждением работников, с другой, в особенности на непосредственном взаимодействии рабочего и машины и влиянии технологии на рабочие группы. Такого рода взаимодействие и влияние, как они показали, имеют определенный ограниченный эффект в отношении морального состояния людей. Позднее технология стала рассматриваться как аспект социального класса и классовых отношений. В рамках марксистского трудового процесса подхода технология понималась как проявление отношений между социальными классами. При этом утверждалось, что в рамках капиталистических экономик с целью смягчения последствий неизбежного конфликта между интересами работников (труда) и менеджмента (капитала) развиваются новые производственные технологии, которые господствуют над наемными работниками и контролируют их. В рамках некоторых веберианских теорий класса в качестве критерия классовой позиции рассматривается «трудовая ситуация», основным детерминирующим фактором которой выступает технология. См. также: Автоматизация; Гибкая специализация; Деквалификация; Научный менеджмент; Отчуждение; Постфордизм; Социотехнические системы; Трудовой процесс; Фордизм.
Приблизительное определение технологии. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами.
В энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: технология - это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» (1, с. 1338).
Однако технология - это не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну единую цель - получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, мы находим в учебнике «Основы менеджмента» (М.Х.Мельсон и др.), где под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов - будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг» (2, с. 697). Это определение недостаточно точное, так как под словосочетание «любое средство» может подойти не только технологический способ производства, но и средства производства, например: инструмент, станки и т.п. Тем не менее сущность понятия «технология» во втором определении более ярко выражена.
Итак, определение технологии, которое складывается при бег лом взгляде на проблему, может быть сформулировано следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными пара метрами.
При таком взгляде ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное достижение его. Полученное определение по сути является определением методики. Оно просто ставит знак равенства между методикой и технологией, что не совсем правомерно.
Данный подход к понятию «технология» не позволяет найти отличие между методикой и технологией. Попытаемся это сделать, взглянув на те подходы, которые излагаются в педагогической литературе.
Существующие подходы к понятию «технология обучения». В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основных подхода к определению технологии обучения.
При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (например, технология отработки навыка устного счета, технология организации групповой деятельности и др.). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. Использование понятия «технология» в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Про исходит просто подмена одного понятия другим. Если ранее говорили «методика (или система) В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина», то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией) говорят «технология В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина». От перемены слов суть предмета (системы В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина) не изменилась.
Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П.Беспалько, являются учащиеся и преподаватели. технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Не смотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, так как технология включает в себя не только методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса), но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения.
В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Нельзя сказать, что данный взгляд еще ближе подходил бы к первоначальной трактовке понятия «технология» -скорее, наоборот. Ведь технология - это определенный способ. А способы могут быть разные: быстрые и медленные, новые и старые. И не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Успех многих промышленных предприятий заключается именно в том, что они отказываются от устаревших и неэффективных технологий и используют новые и новейшие технологии, основанные на самых последних научных разработках. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ производства (или обучения), отвечающий требованиям технологичности процесса.
Кроме представленных трех подходов, уже достаточно четко обозначившихся в педагогической литературе, существует и ряд других, еще не вполне оформившихся. Среди них выделяется взгляд на технологию обучения как на способ формирования учебной программы отдельных курсов из набора модулей (блоков). Каждый из таких модулей представляет собой содержание и методические разработки какого-то одного раздела учебной дисциплины. Считается, что, варьируя такими готовыми модулями (блоками), переставляя их местами, преподаватель может добиться наилучшего результата. Получается, что технологией обучения здесь называется возможность перестановки различных модулей. Однако подобную перестановку назвать технологией обучения учащегося никак нельзя - это по сути дела способ подбора учебного материала преподавателем, способ компоновки содержания предмета. Конечно, последовательность изложения материала и его качественный состав имеют отношение к методам и способам, так как для изучения определенного содержания можно использовать определенные методы и приемы. Однако, как бы ни менялись местами модули (блоки), их преподавание обычно ведется в русле единой методики, которую использует в своей практике педагог или образовательное учреждение.
Как мы видим, наиболее часто встречаемые в педагогической литературе 90-х гг. подходы к понятию «технология» также не дают ответа на вопрос о ее отличии от методики. Для того чтобы это отличие обнаружить, необходимо взглянуть на технологию под другим углом зрения. Сделаем это, обратившись к историк вопроса.
Первоначальный смысл термина «технология». Термин «технология» широко используется в промышленности и строительстве. Именно из этих двух сфер и пришло в педагогику это понятие. Этому переходу способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые на определенном уровне развития начали использоваться в сфере образования. Их появление и интенсивное развитие в образовании привели к быстрому распространению новой терминологии.
Впервые термин «технология» появился несколько столетий на зад, в период становления промышленности. Этот период развития общества характеризуется ростом машинного производства, увеличением объемов продукции, произведенной на фабриках, в условиях более высокой производительности 1руда. Другими словами - это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Только с появлением мощных средств производства, производительность которых превышала возможную производительность одного ремесленника, возникло понятие «технология».
Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке:
Случайный опыт ------- Ремесло -------- Технология
На первом этапе (случайный опыт) человек, сталкиваясь с каким-то явлением (опытом, приемом), только осваивает его и получает умения работы с ним. На этом этапе он еще не использует это явление для обеспечения своей жизнедеятельности. Это пери од начального освоения явления. На втором этапе - этапе развития ремесла - человек не просто осваивает данное явление, но и, отдавая ему силы, выстраивает на нем определенный вид деятельности, приспосабливает его для обеспечения своей жизнедеятельности. Именно в этот период возникает профессия по виду деятельности (плотник, гончар, рыболов и др.). На третьем этапе общество достигает такого уровня развития, при котором для производства какого-либо продукта создаются механизмы и технические средства. Именно они теперь выполняют основную работу по производству продукта. Это уже этап технологии.
По первоначальному смыслу технология означает процесс производства продукции техническими средствами ~ станками, группой станков, поточной линией. Каждая из технологий означает производство определенного продукта при помощи конкретных средств производства. Любое изменение в наборе средств производства (например, замена на заводе фрезерных станков на станки с другими техническими характеристиками) приводит к изменению технологической цепочки, характеристик и параметров производства, а следовательно, к изменению самой технологии.
Переход от ремесленнического способа производства к промышленному означает значительное усложнение производства, так как в производстве принимают участие машины, заменяющие человека частично или полностью. Технологии во многом зависят от технических характеристик используемых в промышленности технических средств. Поэтому при машинном производстве потребовалось усложнить и детализировать описание каждого действия. Простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении), уже недостаточно. Более того, в описание процесса производства пришлось вносить точные характеристики каждого вида технических средств производства, так как весь процесс производства строится именно на этих характеристиках.
Таким образом, промышленная технология представляет собой определенный способ производства (образованный совокупностью и последовательностью применения методов) какого-либо продукта, построенный на использовании технических или любых других средств производства под управлением человека. Причем средства производства играют в технологии доминирующую роль и несут основную нагрузку при получении продукта. Примером может служить машинное производство, ткани в промышленности, где на десятки станков, производящих сотни и тысячи метров ткани, приходится один оператор.
Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся.
По-видимому, различие между технологией и методикой в сфере образования состоит в том же, в чем заключается различие между технологией и ремесленничеством в производственной и строительной сферах. Это различие между высокопроизводительным машинным производством и относительно низкоэффективным ручным трудом.
Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.
Структура технологии обучения. Рассмотрим структуру технологии обучения учащихся в начальной школе. Она включает в себя следующие основные компоненты (см. рис. 3):
1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (не путать с уровнем общего развития учащихся) и отбор обучаемых в классы (группы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. К примеру, тестирование поступивших в 1 класс учащихся по таким критериям, как умение читать и скорость чтения, умение считать и писать, позволяет распределить первоклассников II классы с различным уровнем подготовленности: сильный, средний и слабый. Обучение в каждом из таких классов строится по-разному. Проводя занятия по одним и тем же учебникам, учи теля, делая поправку на подготовленность учащихся, с сильным классом после короткого повторения быстро переходят к освоению нового материала, а со слабым, в котором учащиеся почти не умеют читать, занимаются изучением алфавита и цифр, учат читать и считать в пределах десятка.
Результаты широкого применения предварительного диагностирования в школах при наборе в первые классы и группировка начинающих обучение в классы с одинаковым (или близким) уровнем подготовленности доказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика и отбор необходимы не только при наборе в 1 класс, но и в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса, предмета. Это может быть подбор в группы для изучения иностранного языка, прохождения психологического тренинга и др.
2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Мотивация представляет собой одно из ведущих направлений работы учителя. При введении технологий обучения это направление в работе учителя приобретает особенно важное значение. Взаимодействие учащегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие, хотя и такое возможно (к примеру, компьютерные игры очень привлекают учащихся). По этому основная задача учителя при внедрении технологии обучения - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.
Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, осуществляющийся через взаимодействие учащихся со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.
Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделялось процессу организации деятельности учащихся по освоению знаний и накоплению опыта, то в технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока. Недостаточное внимание к любому из них ведет к снижению возможностей технологии и увеличению необходимого для обучения времени. С этой точки зрения процесс обучения схематично можно изобразить так (рис. 1, 2):
Рис. 1. Процесс обучения, Рис. 2. Процесс обучения, построенный на основе построенный по технологическим методики принципам
Необходимо заметить, что использование средств обучения (средств контроля, диагностики и т.п.) возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс обучения становится только в том случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе - этапе учебной деятельности (третий этап). Использование средств обучения на всех других этапах гопорит только о той или иной степени полноты используемой технологии.
Рис. 3. Обучение, построенное как технологический процесс
Особенности технологии обучения. Любая используемая в социальной сфере технология имеет свои особенности. Для технологии обучения характерны следующие особенности:
неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) необходимый 100-процентный результат;
периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;
выявление и отбор неуспевающих;
Дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение повторного цикла взаимодействия;
Вторичное проведение контроля после дополнительной работы;
в случае устойчивого непонимания учащимися нового материала проводится еще и диагностика причин непонимания или отставания.
Требования к технологическому процессу в обучении. В технологиях обучения степень достижения результата (завершенности процесса обучения) может определяться двумя способами. Во-первых, средствами контроля, позволяющими получать объективную оценку, а во-вторых, самим учителем. Он сам может оценивать, завершен процесс или нет.
Таким образом, для разных процессов характерны различные степени технологичности. При наибольшей степени технологичности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени технологичности сам процесс обучения может осуществляться средством обучения, а контроль - проводить учитель.
В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если:
средства обучения играют в обучении ведущую роль;
цель обучения ставится диагностично (с указанием требуемого уровня усвоения);
достижение конечного результата осуществляется с точностью не менее 70Уо (по данному уровню усвоения).
(от греч. techne -- искусство и logos -- слово, учение) технология
способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс. Современная экономическая наука использует термин «технология» и в таких сочетаниях, как «технология обучения, образовательного процесса, лечения, управления».
Словарь финансовых терминов
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
технология
технологии, мн. нет, ж. (от греч. techne - искусство и logos - учение). Совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие. Технология металлов. Химическая технология. Технология дерева. ? Совокупность процессов такой переработки. Несложная технология.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
технология
И, ас. Совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Г. производства. Т. волокнистых веществ. Нарушение технологии.
прил. технологический, -ая, -ое. Т. процесс. Технологические требования.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
технология
Научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы.
Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.
разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
Совокупность приемов, применяемых в каком-л. деле, мастерстве, искусстве.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
технология
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и... логия) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.
Технология
(от греч. téchne ≈ искусство, мастерство, умение и... логия), совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Т. (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса. В состав современной Т. включается и технический контроль производства. Т. принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.
Т. обычно рассматривают в связи с конкретной отраслью производства (Т. горных работ, Т. машиностроения, Т. строительства) либо в зависимости от способов получения или обработки определённых материалов (Т. металлов, Т. волокнистых веществ, Т. тканей и пр.). В результате осуществления технологических процессов происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. Так, Т. получения различных металлов основана на изменении химического состава, химических и физических свойств исходного сырья; Т. механической обработки связана с изменением формы и некоторых физических свойств обрабатываемых деталей; химическая Т. основана на процессах, осуществляемых в результате химических реакций и ведущих к изменению состава, строения и свойств исходных продуктов. Важнейшие показатели, характеризующие технико-экономическую эффективность технологического процесса: удельный расход сырья, полуфабрикатов и энергии на единицу продукции; выход (количество) и качество готовой продукции (изделий); уровень производительности труда; интенсивность процесса; затраты на производство; себестоимость продукции.
Задачей Т. как науки является выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов. Так, предметом исследования и разработки в Т. машиностроения являются основы проектирования технологических процессов (виды обработки, выбор заготовок, качество поверхности обрабатываемых изделий, точность обработки и припуски на неё, базирование заготовок), способы механической обработки поверхностей (плоских, фасонных и др.), методы изготовления типовых деталей (корпусов, валов, зубчатых колёс и др.), процессы сборки (характер соединения деталей и узлов, принципы механизации и автоматизации сборочных работ), основы конструирования приспособлений.
Т. различных производств постоянно обновляется и изменяется по мере развития техники. Совершенствование Т. всех отраслей и видов производства ≈ важное условие ускорения технического прогресса в народном хозяйстве. Основные направления развития современной Т.: переход от прерывистых (дискретных, циклических) технологических процессов к непрерывным поточным процессам, обеспечивающим увеличение масштабов производства и эффективное использование машин и оборудования; внедрение «замкнутой» (безотходной) Т. для наиболее полного использования сырья, материалов, энергии, топлива, что даёт возможность свести к минимуму или полностью ликвидировать отходы производства и осуществить мероприятия по оздоровлению окружающей среды. Особое значение приобретает совершенствование Т. добывающих отраслей промышленности с целью повышения эффективности извлечения полезных ископаемых, их обогащения и переработки, устранения вредных последствий эксплуатации недр для окружающей среды, обеспечения комплексности использования полезных ископаемых в народном хозяйстве (см. Охрана природы).
В обрабатывающих отраслях промышленности СССР, особенно в машиностроении и приборостроении, внедряется с 1975 Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП). Она предусматривает единый порядок разработки технологической документации и применение типовых технологических процессов, унифицированного оборудования и стандартной оснастки. Реализация ЕСТПП позволяет в 2≈2,5 раза сократить время на подготовку производства при одновременном повышении производительности труда и улучшении качества выпускаемой продукции.
В целях унификации технологических средств, методов и терминологии в СССР разработана и с 1975 введена в действие в качестве государственного стандарта Единая система технологической документации (ЕСТД) (см. Технологическая документация). См. также Технология металлов, Химическая технология.
О. А. Владимиров, А. А. Пархоменко.
Википедия
Технология
Технология (от - искусство , мастерство, умение ; - « слово », « мысль », « смысл », « понятие ») - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле - применение научного знания для решения практических задач.
Технология (группа)
«Технология» - российская синти-поп -группа из Москвы, известная по песням «Нажми на кнопку» и «Странные танцы». Пик популярности группы пришёлся на 1991-1993 гг. В различных составах существует с 1990 года до нынешнего времени. Для создания музыки группа использует электронные музыкальные инструменты - синтезаторы, семплеры и современные компьютерные технологии.
Технология (обнинское научно-производственное предприятие)
Акционерное общество «Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г.Ромашина» - одно из ведущих российских государственных научно-производственных предприятий в области производства неметаллических полимерных, композитных и керамических материалов для нужд ракетно-космической и авиационной промышленности, водного транспорта, энергетики и других отраслей промышленности. За время работы предприятия было создано свыше 800 новых материалов. Входит в состав госкорпорации " Ростех ".
Расположено в городе Обнинске Калужской области.