Применение информационных технологий в обслуживании пользователей библиотеки. Использование информационных технологий в библиотечной практике
В эпоху информатизации хаотичное распространение информации на документных или магнитных носителях может привести к потере как самих источников информации, так и сведений, в них зафиксированных. Для обеспечения сбора, долговременного хранения и использования документов как источников информации служат наши современные библиотеки.
«Многие специалисты полагают, что роль библиотек в информационном обществе как раз и заключается в фильтрации, оценке, переработке и приведении в удобное для использования состояние различных сетевых ресурсов»
Фонды современных библиотек - гибридные фонды, в которых наряду с документными источниками информации превосходно «уживаются» электронные издания, а в некоторых случаях начинают вытеснять их.
Для чего библиотеки стали приобретать электронные ресурсы, закупать дорогостоящее оборудование, программы и технологии, налаживать спутниковые и волоконно-оптические системы связи с другими библиотечными и информационными организациями? Для того чтобы сделать свои фонды широко доступными, в том числе особо ценные или редкие источники информации вплотную приблизить к читателю; чтобы научить читателя ориентироваться в них, вычленять из колоссального информационного потока только самое необходимое, и наконец, чтобы предоставить своим абонентам в пользование все мировые информационные ресурсы.
Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь библиотек проводилось поэтапно и во многом зависело от их типов и видов, категории, финансовых возможностей, социально-психологической готовности руководителей и подчиненных работать по-новому, а также от близости к центральным книгохранилищам страны или к научным библиотекам крупнейших вузов. Именно на базе этих центров создавались новые прикладные программы, разрабатывались и внедрялись новейшие технологии, организовывались отделы автоматизации, которые со временем разрастались в крупнейшие научно-исследовательские лаборатории; широко использовался опыт ведущих зарубежных библиотек, практиковался обмен Базами Данных и технологиями, комплексно решалась проблема подготовки и переподготовки кадров применительно к новым условиям работы.
В настоящее время возникает интерес к новым аспектам профессиональной компетенции библиотекаря - таким, как техническое умение, сокращающее дистанцию между информацией и средствами ее получения. Сегодня техническим умением обладают не только библиотекари, но и читатели определенной категории (студенты, аспиранты, преподаватели, служащие государственных органов управления, руководители крупных предприятий и т.д.). Для них компьютер сам по себе может рассматриваться как часть библиотекаря.
Современный персональный компьютер поставляет информацию по запросу и одновременно усиливает некоторые когнитивные функции читателя - различение информации и ее интерпретацию. В то же время компьютер является интерпретатором между читателем и прикладной библиотечной программой, между библиотекарем и прикладной библиотечной программой.
Природа связи между библиотекарем и компьютером или информационными системами заложена в отношении между познанием и действием, исследование которой и составляет одну из важнейших задач современной психологии.
Одна из современных тенденций развития библиотечной деятельности связана с ограничением вмешательства в нее библиотекаря. Полная автоматизация всех библиотечных процессов ведет к сокращению рабочих мест и уменьшению числа поручаемых библиотекарям задач, к пересмотру вопроса о профессиональной подготовке библиотечных кадров. Однако современная библиотека значительно расширила свою роль в информационном обществе и освоила дополнительные, ранее не свойственные ей области деятельности.
Современную библиотеку можно назвать самостоятельным книгоиздательским учреждением, вынужденным заниматься оцифровкой какой-либо коллекции документов или части ее в целях сохранности информации и (или) приобретения отсутствующей на данный момент. Традиционная библиотека на уровне книготорговых организаций занимается сбытом накопленной информации, самостоятельно решает правовые проблемы на уровне защиты авторских прав, свободы копирования электронных изданий, коммерческого использования их и т.д. Она вынуждена развивать маркетинговую деятельность на рынке информационных продуктов, участвовать в грантах, разрабатывать, рекламировать и продавать прикладные библиотечные программы, следить за ростом цен с целью добывания денег для той же оцифровки документов, приобретения дорогостоящего оборудования и информационных технологий. Отсюда вытекает необходимость для библиотекарей таких знаний, которые помогли бы им ориентироваться в аппаратном обеспечении, операционных системах, программных средствах в условиях быстро меняющегося компьютерного оборудования и форматов записи информации.
Компьютеризация добавила библиотекарям много новых обязанностей, которые раньше не включались в перечень квалификационных навыков. Библиотекари сами составляют руководства пользователям, проводят уроки компьютерной грамотности, участвуют в разработке новых межгосударственных стандартов по всем видам библиотечной деятельности, соответствующим международным требованиям для межконтинентального обмена информацией.
Для этих же целей в последнее время в библиотеках наметились новые формы сотрудничества. На мировом уровне - это объединения по региональным, ведомственным, профессиональным или другим признакам в рамках консорциума для работы с полнотекстовыми электронными изданиями. Создан Международный библиотечный, информационный и аналитический центр, представляющий собой корпорацию международного статуса в интересах сотрудничества России, стран СНГ и США с другими зарубежными библиотеками в библиотечно-информационной, научной и культурной сферах. Успешно функционируют международные ассоциации пользователей и разработчиков разных автоматизированных библиотечных систем и новых информационных технологий.
На государственном уровне - это слияние собственных информационных ресурсов в форме современной электронной библиотеки для создания объединенного электронного каталога и объединенной электронной библиотеки. Российская государственная библиотека как главное книгохранилище страны и НБ МГУ как крупнейшая вузовская библиотека разрабатывают проект, в результате осуществления которого каждый виртуальный читатель, пользователь ПК сможет ознакомиться с электронными изданиями, прочитать в оцифрованном виде рукопись, редкие ценные книги, географические карты, не покидая дома или офиса.
Казалось бы, от внедрения новых информационных технологий связь библиотекарь - читатель разрушается, образуется новая - читатель - компьютер. Но кто, если не библиотекарь, будет поддерживать эту связь, выявлять информацию, оценивать ее, перерабатывать и доводить до пользователя, представлять в функционирующей информационной среде?!
Библиотекари в сотрудничестве с программистами создают электронные полнотекстовые базы данных, вносят коррективы в прикладные программы и участвуют в создании новых. Кроме того, в профессиональной библиотечной среде считается невозможным игнорирование традиционных носителей информации. Даже при полной автоматизации неожиданная ситуация может вывести из строя автоматические системы, и библиотекарю необходимо не растеряться в экстремальных условиях и продолжать выполнять основную роль посредника между читателем и информацией, ощущая свою значимость на рабочем месте. Для этого, в ближайшее время всем библиотечным работникам крайне необходимо осваивать компьютерные технологии - иначе в ближайшее время библиотекой будущего может стать библиотека без будущего.
Развитие современного общества в условиях информатизации тесно связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизнедеятельности человека. В этой связи библиотеки различных типов рассматривают технологию работы в электронном пространстве как необходимый инструмент профессионализации специалистов библиотечно-информационной отрасли. Процесс внедрения ИКТ коснулся и методической деятельности библиотек.
Оказание методической помощи общедоступным библиотекам является одной из основных приоритетных и чрезвычайно важных задач библиотек регионов России. Поэтому многие библиотеки ищут новые средства и способы оказания методической помощи. Сегодня очень важно обеспечить оперативность получения доступа к профессиональной информации. Это можно сделать с помощью ИКТ.
С целью оказания информационно-методической помощи библиотекам и повышения профессиональной квалификации их сотрудников на официальных сайтах многих библиотек создаются специальные страницы, своеобразные виртуальные методические кабинеты . В качестве удачных примеров функционирования подобных виртуальных методических служб можно назвать: Российскую государственную библиотеку для молодежи , Национальную библиотеку Республики Карелия , Свердловскую областную универсальную научную библиотеку им. В. Г. Белинского , Липецкую областную юношескую библиотеку , Калининградскую областную детскую библиотеку им. А. П. Гайдара , ЦБС г. Воронежа и др.
В меню на главной странице веб-сайтов библиотек страницы методических служб/отделов называются по-разному: «Профессиональное», «Профессионалам», «Клуб профессионалов», «Коллегам», «Open box», «Методкомпот» и т.п. Методические службы некоторых библиотек (Национальная библиотека Чувашской Республики , Национальная библиотека Республики Карелия) называют свои страницы «Виртуальный методический кабинет». На наш взгляд, это лишь вопрос терминологии. Функционируя в виртуальной среде и являясь как бы зеркальным отражением основных направлений методической работы, все интернет-ресурсы методических служб/отделов являются виртуальными методическими кабинетами.
Подобные виртуальные службы создаются для реализации следующих функций:
- информационной, т.е. должны предоставлять профессиональные документы широкого спектра;
- коммуникационной, т.е. должны выступать как инструмент взаимодействия, налаживания диалога, предполагающий обмен информацией, а не только ее трансляцию;
- навигационной, т. е. должны иметь систему ссылок на ресурсы, полезные библиотекарям.
Исходя из этих функций, и определяется контент виртуальных методических служб. Как правило, он включает новости библиотечной жизни региона, нормативно-правовые документы, методические материалы и консультации, информацию о профессиональных мероприятиях, полезные ссылки и многое другое. В виртуальных методических кабинетах отдельных библиотек встречаются интересные рубрики. Например, интересным, на наш взгляд, является рубрика «Мастер-классы» Национальной библиотеки Республики Карелия, где в форме видеоуроков проводятся занятия по следующим темам: ремонт книг, санитарный день в библиотеке, размещение и способы хранения библиотечных документов, виды расстановок библиотечных документов, дезинфекция документов в библиотеках.
Для реализации второй функции, коммуникационной, создаются разделы, предполагающие общение, быстрое реагирование на актуальные вопросы, оказание практической помощи в работе. Так, одним из эффективных шагов сотрудников научно-методического отдела является запуск на сайте Калининградской областной научной библиотеки Региональной профессиональной сети. Сотрудники муниципальных библиотек, пройдя авторизацию, имеют возможность профессионального общения в сети, оперативного обмена необходимой для работы информацией. Оперативность и доступность – главные преимущества он-лайн консультирования. Все вопросы, поступающие от библиотечных специалистов, дифференцируются по тематике, дате поступления, значимости для других библиотек региона, и анализируются сотрудниками научно-методического отдела. По наиболее востребованным темам консультируют ведущие специалисты библиотеки. Профессиональный диалог с коллегами ведут и сотрудники методической службы Национальной библиотеки Республики Карелия в рубрике «Профессиональное общение библиотекарей Карелии».
Анализ библиотечных сайтов позволяет сделать вывод и о том, что библиотеки всех уровней активно занимаются подготовкой и выпуском издательской продукции библиотечной тематики, разнообразной по характеру и целевому назначению: методических, инструктивно-методических, учебно-методических, информационных, библиографических пособий. Проблема состоит в том, что библиотечное сообщество хоть и располагает множеством печатных источников информации, но они, к сожалению, имеют ряд недостатков: ограниченную доступность, определяемую тиражом, способами распространения и стоимостью издания, недостаточную оперативность и лимит в объеме предоставляемой информации.
Решить эти проблемы можно с помощью все тех же виртуальных методических служб. Многие библиотеки, имеющие представительства в Интернете, ведут разделы, в которых либо дают информацию о собственных методических изданиях, либо предоставляют возможность ознакомиться с их полными текстами. Первый случай подразумевает заказ этих изданий из фондов библиотек по МБА. Виртуальные методические кабинеты библиотек, созданные с целью оказания помощи в интернет-среде, используют более удобный, оперативный способ, размещая методические разработки в полнотекстовом электронном формате.
С целью повышения эффективности работы библиотек в интернет-среде, расширения ассортимента и повышения качества услуг, предоставляемых пользователям в электронном виде в регионах начали разрабатывать информационные порталы : Единый информационный портал библиотек Удмуртии , портал библиотек Самарской области , библиотечный портал Пермского края , портал «Библиотеки Архангельской области» , информационный портал библиотек Челябинской области .
Все проанализированные порталы имеют примерно одинаковую структуру. В целях оказания методической помощи, интерес могут представлять разделы, предоставляющие доступ к полнотекстовым ресурсам. Называются эти разделы по-разному: «Методические материалы» (библиотечный портал Пермского края), «Методическая копилка» (портал «Библиотеки Архангельской области»), «Профессионалам» (информационный портал библиотек Челябинской области). Библиотечные порталы используют возможность предоставления информации в интерактивном режиме, предлагая услуги виртуальной справки для библиотекарей или on-line консультирования. На едином информационном портале библиотек Удмуртии организован форум на профессиональные темы. За время действия форума на нем зарегистрировались 99 пользователей, было получено 60 сообщений. Чаще всего общение на форуме велось по темам, которые можно сгруппировать следующим образом: «Библиотечные блоги», «Полезные ссылки для работы с контентом», «Подготовка изображений для портала», «Оцифровка и авторское право», «Требования к цифровым материалам НЭБ». Как правило, портал является единой информационной точкой выхода на ресурсы библиотек региона – участниц проекта, предоставляет актуальную информацию о новостях, направлениях их деятельности и услугах. Важным фактором устойчивого развития любой библиотеки является свободный доступ к профессиональной информации. Возможность знакомиться с жизнью других библиотек, с новым опытом, с новыми технологиями, с новыми проектами и программами позволяет решать возникающие проблемы, находить новых партнеров, выбрать верную стратегию развития.
Особую роль в методической деятельности играет система повышения квалификации и дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов. На сегодняшний день самой современной формой повышения квалификации является вебинар – особый тип онлайн-семинара, разновидность веб-конференций, онлайн-встреч или презентаций в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находится за своим компьютером, а связь между ними поддерживается через Интернет с помощью программного обеспечения . Во время обучения преподаватель и слушатели могут обмениваться своими файлами или предоставлять доступ к ним. Существует целый ряд интернет-платформ для организации и проведения вебинаров :
- Бесплатные сервисы (платформы) – smotri.com, fastwebinar.ru и др. Например, с помощью русcкоязычной платформы onwebinar.ru помощью можно организовать вебинар или провести видиовстречу на корпоративном библиотечном сайте, в блоге, на страничке библиотеки в социальной сети. Этот веб-сервис предоставляет следующие возможности: проведение безлимитной видеоконференции, общий и персональный чат, совместные ресурсы (презентации, показ рабочего стола, файлы и ссылки), обратную связь, обмен файлами, онлайн-техподдержка. Запись вебинара производится на жесткий диск организатора онлайн-мероприятия.
- Платные сервисы (платформы) – hotconference, webinar.tW, webex , webinarbox и др. Webinarbox – сервис основан на системе Google Hangouts, на сегодня она считается, одной из самых надежных в мире систем по проведению онлайн конференций. Количество участников вебинара не ограничено.
Для выбора качественного сервиса проведения вебинара необходимо руководствоваться следующими требованиями: хорошее качество звука, простота использования, возможность показа слайдов и записи вебинара, удобный чат для общения со слушателями. Плюсы технологии вебинаров очевидны – это оперативность, живое общение, возможность экономии финансовых и временных затрат, организация больших аудиторий слушателей, привлечение лекторов без их физического присутствия в месте трансляции. Области использования вебинаров: обучение, повышение квалификации, методические семинары, совещания и переговоры, рабочие встречи.
С 2010 года Международная академия бизнеса и новых технологий запустила новый проект по проведению вебинаров для различных категорий слушателей. Тематика вебинаров связана с работой в информационно-библиотечных системах, с электронными ресурсами, актуальными вопросами информационно-библиотечной практики. Проводятся промо-вебинары, открытые и закрытые платные обучающие вебинары, вебинары-игры с коллективным участием в точках подключений, трансляции очных образовательных мероприятий. Благодаря простоте, удобству, экономии финансовых средств на проезде, проживании и командировочных расходах, к вебинарам стабильно подключается большое количество желающих из всех регионов России, Беларуссии, Украины, Казахстана, Киргизии, Болгарии. В 2015 г. были проведены вебинары «Что, как и зачем мы считаем? Учет работы СБО» , «Новые взгляды на авторское право для вузов и библиотек: российский и зарубежный опыт» и др.
В настоящее время технология вебинаров активно используется библиотекарями в методической деятельности как крупнейших библиотек федерального уровня, так и в центральных библиотеках субъектов РФ (национальных, краевых, областных) и муниципальных библиотеках России. В мае 2013 года Национальная библиотека Удмуртской Республики провела онлайн-конференцию «Национальные электронные библиотеки: проблемы и тенденции развития» . В ходе конференции прошел обмен опытом работы, был проведен анализ подходов к формированию национальных и региональных электронных библиотек, кооперации и интеграции с интернет-проектами НЭБ РФ, финно-угорского и европейского сообществ. Заслушивание докладов осуществлялось с просмотром презентаций, в завершение – состоялся обмен мнениями и ответами на вопросы аудитории. Также вопросы задавались и в чате.
Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова (г. Москва) ежегодно проводит цикл публичных онлайн-лекций ведущих библиотековедов и специалистов-практиков в области библиотечно-информационной деятельности, менеджмента, маркетинга и информационных технологий по актуальным направлениям библиотечного дела для сотрудников общедоступных библиотек столицы . Так, в 2014 году в режиме онлайн прошли лекции: «Проблемы обслуживания инвалидов в публичных библиотеках», «Книжный фонд в цифровую эпоху», «Культура общения в библиотечной среде», «Современный библиотекарь: профессиональные компетенции, этические принципы» и др . В этих вебинарах принимали участие и коллеги из других регионов России.
Большой популярностью такая форма обучения пользуется не только в городских библиотеках крупных городов, но и в центральных районных библиотеках. В 2013 году на базе МКУК «Центральная библиотека Ивнянского района» Белгородской области прошел web-семинар «Модельная библиотека как ресурс формирования экологической культуры населения». В нем приняли участие заведующие модельными библиотеками и сельскими филиалами .
Многие методические (отделы) службы, наряду с сайтами, создают собственные профессиональные блоги, странички в социальных сетях (Facebook, Живой журнал, ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир, Liveinternet, Twitter и др.). На сегодняшний день зарегистрировано 424 библиотечных блога; 33 блога-проекта, блога-акции; 54 русскоязычных библиотечных блога зарубежных стран; 55 библиотечных сообществ, каналов общения и форумов в сети; 64 группы «В контексте», 8 групп на «Фейсбуке» (данные подготовлены Л. М. Брюхановой, ведущей блога «Миры библиотек» .
Основные задачи блога – оказание профессиональной поддержки, продвижение инновационных методов работы. Плюсом ведения собственного блога методической службы библиотеки является обратная связь с его пользователями. Ведущий блога как специалист библиотечного дела должен хорошо знать ключевые/проблемные вопросы отрасли. Особенно тщательно необходимо работать над методическими и аналитическими материалами, требующими более глубокой проработки темы и анализа ситуации. Библиотечные блоги должны отвечать определенным требованиям. По мнению А. О. Федорова, это:
- Платформа – профессиональный блог – должен располагаться на платном хостинге;
- Домен. Хороший блог должен иметь доменное имя второго уровня (например – ideafor, info, biblionation.ru), тему блога или автора и запоминалось на слух;
- Дизайн – должен подчеркивать тематику блога, иметь понятную структуру, аккуратное исполнение;
- Контент – содержание блога – должно соответствовать теме, быть актуальным и понятным читателям
А для того, чтобы блог библиотеки стал эффективным и успешным, необходимо соблюдать следующие принципы: открытость, честность, регулярность публикаций, обязательность ответов на комментарии .
Примером корпоративного профессионального блога может служить блог для библиотекарей, созданный методистами Псковской универсальной научной библиотеки . Формат блога и его методическая направленность позволяют оперативно рассказывать о всех профессиональных событиях, происходящих на Псковщине, в рубриках «Специальные мероприятия», «Доклады/консультации», «Презентации», «Анализ. Исследования. Мониторинг», «Проекты и программы», «Заочная школа качества» . Посетители блога имеют возможность узнать о деятельности библиотек в разных районах области, их экспертно-диагностические оценки, мониторинги деятельности библиотек, познакомиться с информационными и методическими изданиями по библиотечному делу. На блоге представлены не только документы, доклады, консультации, но и презентации, видеоролики, тексты методических изданий. Аудитория блога разнообразна, среди посетителей блога есть гости не только из России и ближнего зарубежья, но из Франции и Объединенных эмиратов, Нидерландов и Вьетнама, Индонезии и Японии.
Интересен и блог Научно-методического отдела Центральной муниципальной библиотеки им. Н. А. Некрасова (г. Ижевск) . Блог, отличающийся большой информативностью, позволяет оперативно информировать и оказывать профессиональную помощь специалистам муниципальных библиотек г. Ижевска. Много нового и интересного можно найти в разделах блога: «Актуальные документы», «Исследования», «Интересный опыт», «Издания МУБ ЦБС», «Профжурнал», «Профиздат» и др. Помимо знакомства с основными мероприятиями по повышению квалификации любой сотрудник МУБ ЦБС может сделать онлайн заявку на обучение. А если возник профессиональный вопрос, то можно воспользоваться службой «онлайн-методист» и получить ответ в режиме реального времени. Как видно из практики блог как средство повышения квалификации сотрудников библиотек наиболее оперативен и информативен.
26 июня этого года я выступал с докладом на Республиканском семинаре «Библиотека для юношества: перспективы и векторы развития» для библиотекарей ЦБС Крыма, работающих с молодежью. Спустя время решил выложить свой доклад в интернет для тех, кто по каким-либо причинам не смог попасть на семинар.
Представляю Вашему вниманию доклад на тему ««.
Все понимают, что роль информационных технологий в библиотеке занимает не последнее место. Я думаю, сейчас это одно из приоритетных направлений развития библиотеки. Но порой это бывает не совсем дешево. И Интернет здесь выступает в роли более доступной технологии. Поэтому основную часть выступления я уделял именно ему.
Многие считают интернет врагом библиотеки. Но это далеко не так. Интернет — это отличный инструмент, который нужно правильно использовать в своей работе. В любом случае как бы не развивался интернет, библиотека должна оставаться посредником, который поможет и предоставит нужную информацию. Наверное Вы уже использовали в своей работе рекомендательные списки ресурсов и тому подобное. Поэтому на этом останавливаться особо не буду. То есть вы уже являетесь интеллектуальным посредником между интернетом и пользователем (читателем).
В этом году на Девятнадцатой Международной Конференции «Крым 2012? наиболее обсуждаемой темой было использование мобильных технологий. И самое простое, что может организовать библиотека, это смс-рассылка. Здесь и информирование о мероприятиях, выставках и т.п., и поздравления с днем рождения.
Наверняка вы получаете смс спам на телефон от разных магазинов: от магазинов техники, от оператора и т.д. Так почему бы библиотеке не заняться тем же. Конечно, если это делать часто, то это вызовет негатив со стороны вашего читателя. Но иногда это можно использовать. Интернет позволяет делать это совершенно бесплатно. Есть масса сервисов как платных, так и бесплатных по рассылке смс. И даже платные сервисы берут за такие услуги достаточно символичные деньги. Но здесь нужно быть очень осторожными, так как вы пока что не спрашиваете разрешения у читателя при его регистрации о том, что вы будете рассылать ему, к примеру, новости своей библиотеки. А рассылая так называемый «спам», вы нарушаете его права. Но ведь можно обойтись и без смс и звонить своему читателю.
Приведу один небольшой пример:
Я очень часто заказываю товары в интернет-магазине. И на мой день рождения интернет-магазин позвонил и поздравил меня, что было очень неожиданно и в тоже время приятно. Но в добавок ко всему этому, меня пригласили забрать небольшой подарок у них в офисе, и это было вдвойне приятно:)
А ведь библиотека тоже может так сделать. Для начала хотя бы просто позвонить и поздравить читателя. А может даже пригласить его в библиотеку и подарить ему небольшую брошюрку или даже книгу. Ему будет приятно. И Вы, я уверен на 100%, сможете поднять авторитет своей библиотеки. И библиотека начнет «раскручивать» сама себя путем подобного рассказа от читателя – читателю.
В Интернете предоставлена огромная масса статистики по использованию мобильного интернета. И именно мобильный интернет набирает большие обороты. Поэтому библиотека просто обязана иметь не только свой сайт или блог, но и его мобильную версию.
Теперь немного подробнее о том какие возможности есть у вашего сайта. Список предоставленный на слайде, уже можно назвать «стандартом» для библиотечного сайта. Поэтому на нем не буду останавливаться. В первую очередь, Ваш сайт должен представлять из себя море информации для пользователя. Вот сколько информации в библиотеке, столько же должен иметь информации и ваш сайт. Это не должен быть просто отчет о вашей работе. Это должен быть именно ресурс, в котором можно потеряться. Причем этот ресурс должен постоянно обновляться. И это позволит вам достичь как большой посещаемости так и большей аудитории в библиотеке. Интересной для пользователя информацией может быть как виртуальные выставки так и просто фотографии. Идеальный инструментом для размещения интересной информации для вашего читателя - это блог. Это может быть аудио-блог, видео-блог, фото-блог.
Так же на сайте КРУ «Юношеская библиотека» появилась возможность оформить читательский билет онлайн. Бесплатное оформление действует только на период акции и работает это так: читатель заполняет форму с определенными данными, после чего приходит в библиотеку и сообщает о том, что он зарегистрировался через сайт, и ему оформляют читательский билет.
Но ваш сайт начнет работать тогда, когда у него будет приличная посещаемость. Для того, чтобы ее набрать есть масса способов: как бесплатных так и платных. Одним из популярных методов привлечения аудитории являются социальные сети, но порог входа в них достаточно велик. Очень трудно заинтересовать пользователя, и тем более превратить его в конечного пользователя библиотеки. Первым делом нужно разработать четкую стратегию развития в социальных сетях. И за тем разработать качественный контент-план. В этой стратегии должна быть информация по каждой из социальных сетей, и информация о том, что вы будете в них размещать, с какой периодичностью, в каком количестве.
Например, можно размещать старые фотографии, фотографии тех мест, где совсем не бывает читатель, опросы, праздничные даты и т.д. Здесь подойдет все, что придет Вам в голову. Единственное нужно продумать то, какая информация будет интересна вашему читателю. Помимо всего этого, можно и даже нужно размещать дары и их дарителей. Можно давать даже прямую ссылку в социальной сети на них, возможно им будет приятно. Можно разместить легенды и мифы о библиотеке. Если их нет, то придумать пускай начинают появляться. Нужно устраивать акции и розыгрыши с подарками и призами. Нужно входить в разные сообщества. Многие задают вопрос: «А где же брать первых подписчиков?». А ведь все очень просто. Первым делом нужно пригласить всех своих друзей. Затем брать список ваших читателей, искать их и приглашать в вашу группу на вашу страницу. В социальных сетях нужно, как и в случае с мобильными технологиями, поздравлять подписчиков с днем рождения. Только поздравления должны быть не стандартными, а уникальными. Если взять, к примеру, социальную сеть Вконтакте, то можно отправить какое-нибудь граффити, нарисованное вашей библиотекой. Многие забывают про такой сайт как Википедия, в котором можно сделать не только страницу библиотеки, но и размещать тематические ссылки на свой сайт с других страниц википедии.
Мое выступление больше получилось из ряда «размышления на тему». Хотя многое из сказанного уже применено на практике. Конечно есть еще масса всего, что можно рассказать по данной теме, но регламент выступления, к сожалению, был ограничен в 15 минут. Возможно, на своем блоге некоторые из реализованных и реализующихся идей, я со временем буду освещать. Как продолжение для данной темы можете почитать: . Это доклад, который я читал на республиканском флэш-семинаре «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры»
В общем говоря нужно использовать интернет технологии, как более доступные, во всю их мощь. Ведь онлайн-читатель-это тоже ваш читатель, которого нужно не забывать и уделять ему не меньше внимания.
В.Б. Антипова
, зав. библиотекой ПОИПКРО, г. Псков
Библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, призванное накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами. Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся, формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства, содействие профессиональному развитию педагогических кадров.
В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.
Это выводит на первый план такие задачи, как:
Накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и материалов в различных форматах;
Ведение информационно-поисковых систем и библиографических бах данных, позволяющих оперативно и полно находить необходимую информацию;
Создание и наполнение баз данных по методике и образованию;
Помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации;
Систематическое обучение учащихся информационно-поисково-аналитической деятельности;
Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации школьников, развитие их творческого потенциала.
Исходя из этого, можно выделить три главных направления интеграции информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных библиотек:
Расширение информационного пространства библиотеки;
Автоматизация библиотечных процессов;
Использование ИКТ для повышения эффективности педагогической деятельности школьного библиотекаря.
В свою очередь, эти направления включают уровни, на основе которых можно составить таксономию внедрения информационных технологий в деятельность школьных библиотек:
Расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам;
Внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем;
Накопление и организация электронных ресурсов;
Создание собственных цифровых ресурсов;
Создание сайтов/электронных библиотек;
Использование технологий для продвижения книги и чтения;
Формирование информационной грамотности (обучение с помощью технологий);
Интеграция библиотечных продуктов и услуг в информационно-образовательное пространство школы.
Расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к электронным ресурсам.
Одной из задач учебной библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства школы является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию интернет-ресурсов для его использования как в режиме on-line, так и в режиме локального доступа. Сегодня все большее количество библиотек предоставляют доступ к электронным ресурсам, как локальным, так и ресурсам сети Интернет.
Особую важность имеет проблема использования Интернет-ресурсов школьниками. В сети есть немалое количество замечательных информационных ресурсов, в том числе, для сопровождения образовательного процесса. Однако переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас и опасных материалов, делают незаменимой роль школьной библиотеки, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фондов электронных материалов, таких как:
Базы данных;
Текстовые материалы;
Файловые архивы;
Мультимедиа-, аудио- и видеоматериалы;
Графические иллюстрации;
Учебные компьютерные программы;
Развивающие игры;
Тестовые задания и т.д.
Автоматизация библиотечных процессов
Уровень автоматизации библиотечных процессов предполагает внедрение автоматизированных информационно-библиотечных систем (АИБС) и требует активного включения библиотекаря в процесс освоения компьютера и программного обеспечения. Главным результатом внедрения АИБС в работу библиотек является обеспечение интеллектуального доступа к информации на более высоком уровне, в том числе, и через создание таких информационных продуктов, как:
Электронные каталоги;
Электронные картотеки;
Библиографические указатели литературы;
Списки новых поступлений и т.п.
Сегодня многие школьные библиотеки внедряют АИБС, такие как «Марк SQL – школьная библиотека», «1С: школьная библиотека» для автоматизации библиотечных процессов, создания библиографических баз данных и совершенствования информационно-библиографического обслуживания.
Создание собственных цифровых ресурсов
Внедрение ИКТ в деятельность библиотек позволяет библиотекарю создавать собственные информационные продукты, которые помогают читателю/пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве. Это могут быть:
Списки внеклассного чтения;
Путеводители по фондам;
Аннотированные иллюстрированные картотеки;
Памятки, буклеты;
Книжные обозрения и т.п.
Такие ресурсы легко можно создавать с помощью традиционных приложений Microsoft например, MS PowerPoint, MS Excel, MS Publisher.
В качестве примера можно привести и опыт работы библиотекаря Е. Качевой, которая активно использует информационные технологии для создания электронных ресурсов. «Сначала на основе отзывов, буклетов, созданных детьми, начали делать печатный детский рекомендательный указатель. Потом создали мультимедийный путеводитель «Любимые книги». Структура указателя традиционна, по жанрам: фантастика, приключения, детективы, сказки, книги о ровесниках. Читатель может познакомиться и с биографиями писателей. Указатель прост в обращении и открыт для доступа новых поступлений» .
Создание сайтов/электронных библиотек
Одним из цифровых продуктов библиотеки является сайт – электронный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки. Сайт – это визитная карточка, которая рассказывает читателям, администраторам и коллегам о возможностях и деятельности библиотеки. Кроме того, сайт может стать мощнейшим инструментом поощрения чтения, продвижения идей и информации, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие школьников и реализовать такие направления библиотечной работы, как:
Предоставление доступа к ресурсам и материалам;
Справочно-информационное обслуживание;
Поощрение чтения;
Помощь в работе с информацией.
Несмотря на существование бесплатных сервисов, позволяющих достаточно легко создать функциональный сайт, такая работа требует от библиотекаря владения организационными навыками и навыками использования технологий. Тем не менее, все большее число школьных библиотекарей начинает создавать собственные сайты. Так, в каталоге библиотек на справочно-информационном портале Library.ru насчитывается уже немало сайтов школьных библиотек .
Использование технологий в педагогической деятельности библиотекаря
Традиционно школьные библиотеки содействуют воспитанию и общему развитию школьников через поощрение чтения, через разработку и проведение массовых мероприятий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые формы.
Существует множество сервисов и программ, которые библиотекарь может использовать в воспитательной и обучающей деятельности. Перечислим некоторые из них:
Компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр, листовок, газет и проч.;
Презентационные программы для создания портфолио, презентаций;
Сервисы (например, документы Google), которые позволяют работать нескольким людям над одним документом, позволяя при этом анализировать, делать сравнения;
Вики-сервисы для создания сборников, сайтов;
Блоги для создания дискуссий, обсуждений, рекомендаций;
Карты знаний для упорядочивания знаний, систематизации материала;
Веб-квесты для формирования навыков информационно-аналитической деятельности;
Социальные медиасервисы для повышения мотивации учебной деятельности;
Подкастинг для развития навыков устной речи;
Интерактивные карты.
Сетевые сервисы
Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками являются сетевые интерактивные технологии Web 2.0, которые развиваются на принципах доступности, открытости, интерактивности, взаимодействия и позволяют пользователю реализовать свой творческий и социальный потенциал. Не случайно, В.П. Чудинова, рассматривая достоинства и недостатки Интернета подчеркивает, что это «самый мощный инструмент для развития личности, который когда-либо существовал» .
Большим потенциалом при организации работы со школьниками обладают вики-сервисы . Википедия определяет вики как «программное обеспечение, которое легко позволяет пользователям создавать, редактировать и связывать страницы» . Самым большим достоинством вики является возможность коллективно создавать, хранить, структурировать документы, материалы и информационные ресурсы. Кроме того, к плюсам относятся простота, скорость, безопасность, гибкость.
К особенностям можно отнести простоту дизайна: содержание более важно, чем дизайн.
Вики-технологии можно использовать:
Для создания банков учебных материалов;
В качестве платформы для организации библиотечных уроков;
Создания коллективных исследовательских проектов школьников;
Для создания сайтов;
Для организации справочных и фактографических баз данных;
Для проектов по поощрению чтения (например, сборники литературных работ школьников, литературные веб-сайты и пр.);
В качестве платформы для конференций, в том числе, ученических;
В качестве интерактивной доски;
В качестве дискуссионной платформы и др.
Например, Е.Д. Патаракин выделяет следующие способы использования вики в педагогической практике:
Представление, расширение и аннотирование учебных материалов.
Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами.
Коллективное создание творческих работ - сказок, стихотворений, эссе.
Коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий .
Наиболее популярным программным обеспечением является медиаВики . В частности, работа Википедии, свободной энциклопедии, основана на этом программном механизме. К неудобствам можно отнести то, что программное обеспечение надо обязательно загружать и устанавливать на своем компьютере.
Между тем, сегодня существует довольно много вики-сервисов, которые можно использовать прямо на сервере предоставляющей их компании. Все, что нужно – это доступ в Интернет и браузер. Приведем только несколько сервисов, удобных для создания образовательных проектов:
В качестве примера использования одного из таких сервисов можно привести проект «Электронная школьная библиотека», коллективный информационный ресурс, созданный на основе сервиса PBWorks .
Отличным инструментом являются блого-сервисы . Блог (от weblog – сетевой дневник) - это веб-сайт, который содержит регулярно обновляемые материалы. Отличительными особенностями блога от традиционного сайта являются отсутствие традиционного меню, порядок записей, при котором последние посты помещаются сверху.
Первоначально блоги возникли как средство выражения себя, общения с друзьями, создания сообщества единомышленников. Сегодня блог является одной из самых популярных особенностей эпохи Веба 2.0. По данным исследования OCLC 28% интернет-пользователей ведут или пробовали вести свой блог. Это не удивительно, потому что блогсервисы обладают массой достоинств: низкая стоимость / бесплатность; легкость в использовании; режим асинхронных коммуникаций; быстрота коммуникаций; интерактивность; возможность добавления гаджетов/виджетов; возможность использовать RSS.
Образовательный блог является отличным инструментом для создания обучающей среды, который позволяет:
Держать учащихся в курсе последних событий;
Организовывать дискуссии и обсуждения;
Продвигать идеи и информацию;
Организовывать совместные проекты;
Обмениваться информацией;
Проводить консультации;
Изучать потребности учащихся;
Получать обратную связь.
Какие блоги можно вести в библиотеке? Приведем несколько примеров.
Официальный блог библиотеки . В первую очередь, предназначен для публикации новостей и событий библиотеки. В отличие от обычной ленты новостей на сайте, блог позволяет использовать более неформальную манеру общения, а также привлекать читателей к созданию комментариев, получая, таким образом обратную связь.
Блог – сайт школьной библиотеки , который предлагает информацию о библиотеке, ссылки на интересные и полезные ресурсы, помощь в работе с информацией и т.п.
Тематический блог
, предназначен для определенной аудитории (учащиеся, учителя-предметники, коллеги-библиотекари, родители) или включающий материалы на определенную тему. Например, это может быть блог для учителей и учащихся, обеспечивающий информационное обслуживание для подготовки к ЕГЭ. Или блог, продвигающий книги и чтение. Например, Медиатека школы , Блог библиотекаря .
Блог – платформа деятельности для поощрения чтения
, которая позволяет использовать различные формы работы. Это может быть литературный дискуссионный клуб, который ведется библиотекарем совместно с учащимися. Литературный форум, где школьники добавляют информацию о прочитанных книгах. Информационная копилка, куда учащиеся добавляют аннотированные ссылки на интересные ресурсы.
Блог – образовательная платформа , которая используется библиотекарем в процессе проведения библиотечных уроков. Например, БиблиоNETиК@ .
Персональный блог библиотекаря . Содержание этого блога полностью зависят от желания и способностей библиотекаря.
Наконец, блог является отличным инструментом для организации сотрудничества с учителями школы. Библиотекарь может приглашать учителей-предметников принимать участие в дискуссиях, выступать экспертами проектов, становится соавторами.
Одна из серьезных проблем, которую видят перед собой библиотекари – это падение интереса к книге и чтению среди детей и подростков. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии составляют конкуренцию традиционным источникам информации. Однако в действительности, современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению, и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе с учащимися.
Социальные сайты - это сетевые сервисы, которые проектируются для создания и поддержки социальных коммуникаций, для объединения сообществ людей, имеющих общие интересы и деятельность, для людей, которые готовы общаться, или готовы узнать, какие интересы имеют другие люди во всем мире. Примером популярного русскоязычного социального сайта является В контакте.ру , универсальное средство поиска знакомых. В конце 2007 года сервис насчитывал более 5 000 000 пользователей, сегодня – 69 101 324. Позволяет найти конкретных людей, познакомиться с новыми. Нельзя не отметить, что сайту присущи некоторые недочеты, в частности, при регистрации требуется предоставлять точные, конкретные, достоверные личные данные вплоть до номера телефона. А между тем, одним из правил поведения в сети является осторожность.
Социальные медиасервисы предназначены, в первую очередь, для того, чтобы предоставить возможность делиться цифровым содержанием (фото, видео).
Одним из самых популярных социальных медиасервисов является Flickr , сервис для публикации фотографий. Его использование позволяет предложить свои фотографии на суд тысяч зрителей, найти фотографии других пользователей, комментировать, искать друзей и единомышленников. Сегодня существует множество русскоязычных сервисов для обмена цифровым фотосодержанием, например, Flamber и Яндекс фотки.
Еще большей популярностью обладает Youtube - онлайновый сервис для обмена и публикации видеороликов, которые выкладывают туда энтузиасты. Сегодня этот сервис хранит десятки миллионов видеоклипов, которые содержат самую различную информацию обо всем на свете – от серьезной до развлекательной.
К социальным медиасервисам можно отнести и подкастинг (производное от английских слов iPod, популярный mp3-плеер и broadcasting - широковещание), который представляет из себя новый формат распространения аудио и видеоконтента через Интернет. Подкастинг – это создание аудио-содержимого и предложение его на суд тысяч слушателей.
Пример русскоязычного сервиса – «терминал правильных подкастов» Podfm.ru
Все большую популярность приобретает Voki – сервис, который позволяет озвучить сайт, блог, профиль в социальной сети и т.д. Сервис позволяет использовать свой собственный голос, создавая при этом образы различных персонажей: животных, кукол, людей, монстров, политических деятелей и т.п. Название сервиса происходит от комбинации латинского "vox" (голос) и "Loki", божество в Норвежской мифологии, способное менять свое обличье. Разработан Нью-Йоркской компанией Oddcast, которая создавала говорящие характеры в вебе на протяжении пяти лет.
Закладки . Еще одна группа сервисов, которая помогает ориентироваться в необъятном информационном пространстве, сайты, бесплатно предоставляющие пользователям услуги хранения и публикации закладок, то есть избранных ссылок на страницы Интернета. Мы привыкли делать закладки в браузерах, однако использование социальных сервисов закладок имеет ряд преимуществ, таких как доступ к своим закладкам с любого компьютера или возможность найти ресурсы на аналогичную тему, добавленные другими людьми.
Первая и самая популярная в мире социальная система управления закладками - delicious . Она позволяет сохранить ссылку на просматриваемый сайт, добавить описание и тэги, с помощью которых ссылку легко будет найти потом. Кроме того, сервис позволяет делиться своим списком ссылок с друзьями, они включаются в RSS и в поиск. Если у вас нет желания делиться вашими закладками с другими жителями планеты, можно добавлять личные, скрытые закладки. Русскоязычных сервисов интернет-закладок сегодня существует немало, но мы назовем только два из них: Мемори.ру и Бобрдобр .
Использование сетевых интерактивных технологий для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов представляется одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками, потому что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки информационной грамотности, а также навыки групповой работы и сотрудничества.
Нельзя не отметить, что до сих пор идут определенные дискуссии по поводу эффективности использования технологий в образовательном процессе. Многие исследователи выделяют негативные последствия, в частности, такие как:
Непредсказуемое влияние на развитие ребенка;
Повышенные риски угроз в сети;
Повышение требований к педагогическим работникам;
Понижение роли учителя;
Поощрение только поиска информации, а не создание нового знания;
Сведение процесса учения к изучению обычной информации;
Создание ситуации переизбытка информации;
Создание неадекватного обучающего окружения, т.к. виртуальная реальность – это не настоящая жизнь .
Однако многие ученые считают, что ИКТ расширяют информационно-образовательное пространство, приближают обучающую обстановку в реальной жизни. К преимуществам использования технологий в образовательном процессе относят:
Повышение эффективности обучения и влияние на повышение учебных достижений;
Обогащение обучающего окружения, активизация учебного процесса;
Потенциал в формировании учебных навыков и развитии умений конструктивной информационно-аналитической деятельности;
Повышение мотивации школьников по сравнению с традиционным учебным окружением
Возможность реализовать творческий потенциал школьников
Возможность учитывать индивидуальные особенности школьников, поощрять самостоятельное учение, развивать навыки непрерывного образования, проявлять гибкость для учащихся с особыми потребностями.
Содействие формированию коммуникативных навыков, культуры общения школьников, навыков совместной работы.
Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. Современные дети и подростки также меняют представления о библиотеке. Может быть, показательны мнения о библиотеке будущего, представленные на сайте одной из школьных библиотек. Мнение восьмиклассника отражает скорее реалии настоящего: « ...огромный зал с книгами и; несколько компьютеров. Посетители через компьютер ищут необходимые книги. Просто и рационально».
Использование самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень, сделать библиотеку адекватной Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и привлекательной для школьников.
Литература и ресурсы:
1. БиблиоNETиК@ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biblionetika.blogspot.com/
2. Библиотека школы № 175 г. Зеленогорска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.zelenogorsk.ru/schools/175/divan.htm
3. Библиотеку будущего я представляю так [Электронный ресурс] // Библиотека гимназии №1 города Перми. Режим доступа: http://gimnaz1.narod.ru
4. Блог библиотекаря. Режим доступа: http://schoolibrary-stranger.blogspot.com/
5. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/WIKI
6. Виртуальная книжная выставка [Электронный ресурс] // Открытый класс. Режим доступа: http://www.openclass.ru/master_class_work_page/57500
7. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании: разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt2.html
8. Качева Е.В. Мультимедийные средства - инновационное направление в работе школьной библиотеки [Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок 2006/2007». Режим доступа: http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211575
9. Медиатека школы. Режим доступа: http://biblio-media.blogspot.com/
10. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Электронный ресурс]. 2-е изд., испр. и доп. М. 2007. 64 с. Режим доступа: http://www.bgpu.ru/intel/courses/manual_3.pdf
11. Чудинова В.П. Дети и взрослые в киберпространстве [Электронный ресурс] // Школьная библиотека. 2006. Режим доступа http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=455).
12. Школьные библиотеки // Library.ry: справочно-информационный портал. Режим доступа: http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=7#found
13. Электронная школьная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yourlibrary.pbworks.com/
14. Integrating computers in the schools: a review of criticisms / K.M. Smith ets. // Educational media and technology yearbook. Vol.32. Westport, Connecticut, London: Libraries Unlimited , 2007. P.3-19.
15. Sharing, Privacy and Trust in Our Networked World: A Report to the OCLC Membership. Dublin, Ohio: OCLC Online Computer Library Center, Inc., 2007. URL:
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Отдел докторантуры и аспирантуры
по дисциплине «Основы информационных технологий»
«Новые информационные технологии в библиотеках»
Выполнила: Бумина М.Г.,
студентка магистратуры,
первого года обучения,
кафедры гражданского и
хозяйственного права
ВВЕДЕНИЕ 4
1.1.Изменение роли традиционных библиотек в наше время 6
1.2.Особенности концепции Национальной Электронной Библиотеки 8
1.3.Стратеическое развитие Национальной электронной библиотеки 10
2.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК (НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ) 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного динамического развития общества информация становится важнейшим стратегическим. Главное, что отличает процесс информатизации, заключается в приобретении информацией статуса одного из фундаментальных факторов существования человечества. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства компьютерных коммуникаций и сетей, информационных технологий и систем управления информационными ресурсами.
Становление современного информационного общества немыслимо без использования информационных ресурсов в электронном виде. Переведенные в электронную форму и собранные в общую систему информационные ресурсы приобретают новый статус, при котором реализуется качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации, обеспечивающий более широкое распространение и эффективное использование.
Современные информационные технологии позволили приступить к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации в электронную форму и созданию принципиально новых видов информационных ресурсов, к которым относятся электронные библиотеки. Организация доступа к источникам информации в электронной форме стала одной из важнейших задач информационного обслуживания науки и образования. Создание электронных библиотек представляет собой качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации. Реализация технологий, лежащих в основе создания электронных библиотек предоставляет широкие возможности для управления большими объемами данных и их обработки.
Изменились и общественные потребности в информации, одним из следствий чего стала коренная трансформация библиотечного дела. Оно все более превращается в одну из мощных и важнейших отраслей индустрии информации, оснащаемую новейшей компьютерной техникой, нетрадиционными носителями информации, высокоэффективными автоматизированными технологиями ее обработки и использования.
Ориентация на использование новых информационных технологий меняет положение библиотеки в обществе, расширяет и усложняет ее функции и задачи. Именно библиотеки в настоящее время являются основой для создания новой информационной инфраструктуры, поскольку как наиболее устойчивые социальные институты, способны взять на себя ответственность за социализацию культурно и научно значимого сегмента электронного информационного пространства. Объектом исследования в данной работе является проект Национальной Электронной Библиотеки (далее – НЭБ).
Проект НЭБ направлен на кумуляцию, раскрытие, сохранение и предоставление пользователям национального электронного наследия, выраженного как в форме цифровых копий, так и в форме документов электронного происхождения.
Несмотря на достаточную новизну проекта и его малоизученность, явно наметились тенденции его дальнейшего развития: возможность интеграции с другими проектами и учреждениями, реализация новых услуг в рамках дальнейшего развития, быть может даже осмысление и постановка проблемы с другой стороны. Направления, тенденции развития проекта, а также специфика развития стали вданной работе предметом изучения.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СЕРВИСОВ
Изменение роли традиционных библиотек в наше время
Принципиально меняется роль библиотек в современном мире. Раньше они предоставляли доступ внешним пользователям к информации, хранящейся в фондах библиотеки. Постепенно к печатной продукции стали добавляться электронные ресурсы в виде баз данных, размещаемых в сети библиотеки. Сейчас к этому добавляется и становится все более значимой функция предоставления доступа к внешним ресурсам, существующим в электронном виде, для читателей, пришедшим в библиотеку, или пользователей организации. Теперь библиотекарю недостаточно знать, где и на какой полочке стоит та или иная книжка или журнал в хранилище библиотеки – нужно знать, на какой виртуальной полочке стоит эта книжка в мировом распределенном хранилище, как ее там найти и получить.
Этот момент вообще очень важен в связи с многочисленными дискуссиями в последнее время о том, что традиционные библиотеки отмирают, и на их место приходит Интернет и электронные библиотеки. Библиотеки всегда играли роль своего рода интеллектуального посредника между человеком и информацией. И эта их функция останется неизменной. Более того, потребность в таких услугах будет только возрастать, поскольку с огромной скоростью растет объем доступной информации, разнообразие ее представления и средств работы с информацией. Это сильно осложняет задачу поиска нужной информации для рядового читателя библиотеки. И здесь на помощь должны прийти сотрудники библиотек. Естественно, это должны быть библиотекари нового уровня подготовки, владеющие в совершенстве всеми современными информационными технологиями поиска и обработки электронной информации.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание в этой связи. Сейчас становится все более популярным создание в научных и образовательных организациях собственных архивов научной информации – электронных депозитариев, включающих в себя научные статьи, книги, методические пособия и т.д., подготовленные сотрудниками организации. Этот процесс находит мощную поддержку в рамках движения Open Access, а в некоторых странах и на государственном уровне. Принципиальный вопрос заключается в том, какое подразделение организации возьмет на себя создание и поддержание такого архива. Логично и очень важно, чтобы эту функцию взяла на себя библиотека организации.
Во-первых, это повышает статус самой библиотеки в организации, а, соответственно, и финансирование ее деятельности. Не секрет, что значение библиотеки, как интеллектуального центра доступа к информации, еще не понимается и недооценивается во многих организациях, даже весьма продвинутых в плане внедрения новейших информационно-телекоммуникационных технологий. Работу по созданию электронных депозитариев часто доверяют информационным подразделениям организации. Однако, это не вполне оправданное решение – технические специалисты могут настроить работу системы, но никогда не будут работать ни с читателями, ни с авторами публикаций. Здесь нужен опыт, терпение и умение библиотекарей работать с людьми.
Во-вторых, доступ к информации должен быть унифицирован. В идеальном случае, читатель, обратившийся в библиотеку, должен иметь возможность получить как внешнюю информацию, так и внутреннюю (из локального депозитария), как в электронном виде, так и в печатном. Необходимость такой интеграции подтверждает тезис о том, что именно библиотека должна заниматься поддержанием электронного депозитария организации, именно в библиотеке должны быть сконцентрированы все средства и инструментарий для поиска информации из различных источников. Библиотека должна играть ключевую роль в обеспечении пользователей организации научной информацией, независимо от того, из каких источников эта информация поступает.
Все более востребованными становятся не только сами информационные ресурсы, но и системы управления этими ресурсами, предоставляющие более интеллектуальные средства для поиска, производства и обработки информации. Информации становится очень много, слишком много. Количество доступной информации уже давно перевалило тот разумный предел, когда можно было, скажем, раз в неделю посещая библиотеку, отслеживать все новые поступления по интересующей тематике. Эффективно работать с таким объемом информации становится все труднее. Именно поэтому все более востребованы становятся различные средства, упрощающие работу с информацией, позволяющие упорядочить, систематизировать эту работу, обладающие определенным уровнем интеллектуальности. Такие информационные продукты призваны в первую очередь взять на себя самую трудоемкую техническую часть работы по поиску, обработке и организации работы с ресурсами, сэкономив тем самым пользователю или информационному специалисту время для действительно творческой аналитической работы. Некоторые задачи, которые решают системы управления ресурсами:
интеграция различных ресурсов в рамках единой поисковой системы;
унификация ссылок на информационные ресурсы;
анализ контекста запроса пользователя и его переадресация в зависимости от его текущих прав по отношению к запрошенному ресурсу;
управление подпиской на онлайновую периодику, анализ эффективности подписки;
управления правами доступа к информационным ресурсам, единая система регистрации и авторизации пользователей;
сбор и анализ статистики использования ресурсов.
Таким образом, в мире электронных информационных ресурсов происходят определенные перемены: меняются функции библиотек – от локальных печатных ресурсов к онлайновым электронным, меняются приоритеты издательств – от создания ресурсов к созданию сервисов, меняются потребности пользователей – от получения информации к ее систематизации и анализу.
Исходя из этого анализа, разумно было бы сфокусировать работу современных библиотек на следующих вопросах:
1. Ресурсы открытого доступа, создание собственных ресурсов в организациях, решение вопросов их распространения;
2. Разработка информационных сервисов, повышающих эффективность работы с научной информацией; технологий в СКС и туризме; изучить основы новых информационных технологий и их влияние на... турбизнеса. Он содержит следующие разделы: «Библиотека» (нормативно-правовые акты, регулирующие турбизнес...
Информационные технологии в управлении организацией
Реферат >> Информатика, программированиеИнварианты должны быть реализованы как библиотека COM объектов. Важным в данном... что интерфейсы COM объектов такой библиотеки могут быть определены один раз... всего предприятия из-за внедрения новых информационных технологий управления. Прежде всего следует...
Информационные технологии как средство формирования пространственного воображения школьников при
Дипломная работа >> ПедагогикаФормы методом модификации готовых примитивов. Библиотека примитивов содержит графические образы прямой... . В проектировании геометрической деятельности учащихся средствами новых информационных технологий задача формирования пространственного мышления решается...
Информационные технологии в финансовом менеджмент (2)
Реферат >> ИнформатикаСоциологов общая готовность россиян к внедрению новых информационных технологий характерна для 72,7%, практическая же... уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек , музеев и т.д.), однако автоматически это не...